Идея Фалеса стала причиной возникновения длительной дискуссии, в которой в качестве первоначал называли воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), число (Пифагор). Победителем дискуссии оказался Демокрит, который предложил идею о том, что мир состоит из мельчайших частиц атомов. Наука смогла подтвердить его теорию только спустя 2500 лет в начале ХХ века. Теория о наличии мельчайших частиц прояснила многое в картине мира, но остался неясным вопрос о природе этих частиц и их роли в возникновении мира. На несколько веков этот вопрос отошел на второй план, так как власть в европейской культуре захватила религия и проблема устройства мира решалась исключительно в рамках религиозной концепции креационизма. Поэтому в эпоху Нового времени (17-18 век) вместе с развитием науки вопрос о первоначале мира снова вернулся на первый план в философские дискуссии, но уже в форме проблемы СУБСТАНЦИИ.
Субстанция - сущность или начальное основание, которое само ничем не обусловлено, самодостаточно в качестве начального условия или «единицы» представления о реальности. Известный физик и математик Рене Декарт предложил различать два равноправных вида субстанций – духовную и материальную, но при этом он понимал, что для этих противоположных начал должно быть также и связующее начало. Поэтому и он сам, и, особенно, те философы, которые критиковали его дуализм (например, Спиноза, Лейбниц, Ньютон и др.) признавали в качестве субстанции только Бога.
Решение проблемы первоначала предполагало следующие варианты:
МОНИЗМ -> Идеализм, Материализм
Идеализм - Субъективный идеализм, Объективный идеализм
Материализм - Классический материализм, Вульгарный Материализм
ПЛЮРАЛИЗМ
ДУАЛИЗМ
Монизм - философское направление, согласно которому существует одно первоначало.
Дуализм - философское направление, согласно которому существует два одновременно возникших исходных первоначала.
Плюрализм - философское направление, согласно которому существует бесконечное множество первоначал. Примером плюрализма можно считать теорию Лейбница, который в качестве субстанций предложил выделить простые, т.е.неделимые (монады), и сложные. Простая субстанция как нематериальное образование представляет собой организующее начало для всего существующего физически. Монада – это органическая связь между элементами объекта любого масштаба, и без такой связи ни один объект не может ни существовать, ни функционировать. Отсюда получалось, что представления о физических объектах и их взаимодействии должны опираться не на идею протяженности, а на идею силы. Вывод Лейбница о том, что принцип монады предполагает непрерывность в организации природного мира, послужил метафизическим основанием для разработки решения по проблеме континуума и теории дифференциального исчисления.
Идеализм - философское направление, согласно которому первоначальной субстанцией было духовное начало, которое стало основой для появления духовного первоначала. Примером идеалистической концепции можно назвать теорию о сотворении мира высшим разумом. Позднее, когда идеализм стал подразделяться на направления, эту теорию стали уточнять как объективный идеализм. Родоначальником идеализма считается древнегреческий философ Платон, с точки зрения которого, наш мир – есть объективация в материи духовного мира проектов вещей. Мир идей является первичным по отношению к нашему миру, все объекты которого только тени (отблески, копии), по отношению к миру идей, обладающих подлинной реальностью.
Субъективный идеализм - философское направление, согласно которому существует только духовное первоначало, а материальное первоначало является только комплексом наших ощущений. Наибольшую известность это направление получило после выхода в свет фильма «Матрица».
Материализм - философское направление, согласно которому первоначально существует материальная субстанция, результатом развития которой становится появление Сознания как высшего этапа эволюции материи. Так же эта теория известна как классический материализм
Вульгарный материализм - философское направление, согласно которому существует только материя, а сознание – это тоже материя, поэтому ее можно взвесить или зафиксировать приборами. Появление этого направления является результатами терминологической путаницы в науки, так как сознание по определению отображает нашу способность воспринимать мир, а не некоторое вещество, которое мы можем измерять.
Поэтому необходимо уточнение исходных терминов.
Термин «материя» включает в себя следующие характеристики:
1) Материей мы называем всё то, что доступно нашим органам чувств.
2) Материей мы называем вещество, состоящее из атомов.
3) Материей мы называем субстанцию, обладающую параметром протяженности. «Протяженность»(термин Р. Декарта) можно интерпретировать как пространственную и, соответственно, временную определенность всего материального, в отличие от непротяженности (безграничности и вечности) всего духовного. Таким образом, понятие материи позволяет выразить все многообразие природных объектов и процессов с помощью определения их пространственно-временных характеристик. А наш разум имеет необходимые понятия об этом – это понятия геометрии и алгебры. Получается, что все многообразие природного мира может быть выражено математически, и это дает универсальный инструмент всему научному познанию.
4)Материи обладает признаком объективной реальности – свойство существовать вне человеческого сознания и независимо от него.
Категория идеального включает в себя следующие понятия: сознания, психика, Дух, информация.
ИДЕАЛЬНОЕ - философское понятие, содержание которого оформляется в оппозиции «Идеальное - материальное»; категория для фиксации специфической субстанции - субстанции духа. В такой традиции, как идеализм, мыслится как самодостаточная реальность, конституируемая вне пространственно-временного континуума. В рамках традиции материализма трактуется как способ бытия объекта, в качестве отражения в психическом мире и жизнедеятельности субъекта; конкретно-научное понятие в психологии.
Исходными характеристиками идеального является его недоступность нашим органом чувств, отсутствие атомарной структуры и протяженности.
Термин «Душа» (отображающий наличие в человеке нематериальной составляющий, способности воспринимать окружающий мир) в настоящее время слишком смешан с аналогичным религиозным термином, поэтому в дальнейшем мы будем использовать его греческий аналог «Психика». Тем, что называют «психикой», наделены не только люди, но и высшие животные. Все конкретные психические явления, например представления, образы, отличаются от материальных вещей, по крайней мере, тем, что они непротяженны (мы не измеряем их в метрических величинах), и тем, что они интенциональны (т.е. всегда направлены на что-то иное, в том числе, и на другие психические явления). А вот понятие сознания относят к тем психическим феноменам, которые предполагают момент рефлексии, самоотражения, что является специфичным именно для человека.
Психика человека, кроме сознания, включает в себя еще и «бессознательное» – то, что в данное время не включено в область рефлексии и потому не контролируется человеком. Что важнее для человеческой жизни, в том числе и социальной, – сознательное или бессознательное – является предметом дискуссии.
Выдающаяся заслуга в разработке теории бессознательного принадлежит известному ученому З. Фрейду.
Фрейд показал, что между сферами «подсознания» (в которой хранятся наши инстинкты и желания) и между сферой сознания, в которой оперирует наш разум, постоянно происходят конфликты. Но задачей нашего сознания не является полное подчинение бессознательного, иначе человека ждут неврозы. Одновременно с конфликтом сознания и подсознания не менее мучительным является конфликт сознания и «сверх-я», т.е. сферы идеалов, которые формируются у нас под влиянием общества.
Чтобы преодолеть эти конфликты и гармонизовать свой внутренний мир человек постоянно ищет механизмы и способы. Фрейд перечисляет нерезультативные способы «самоуспокоения», которые приносят только иллюзорное успокоение и лишь усугубляют конфликт:
1) вытеснение (попытка забыть о проблеме);
2) проекция (попытка переложить на других ответственность за проблему, убедить себя, что все кругом неправы);
3) замещение (попытка выместить злость на другом объекте);
4) рационализация (попытка убедить себя, что нет никакой проблемы);
5) противодействие (попытка заставить себя совершать положительные действия по отношению к источнику конфликта).
6) Последний механизм Фрейд считает единственным результативным, так как он помогает избавиться от негативных эмоций, повысить самооценку и внести вклад в развитие культуры. Этот механизм получил название «сублимации» - преобразование негативных импульсов в социально-одобряемые творческие действия.
Таким образом мы обеспечиваем гармонизацию функционирования нашего сознания вместе с другими сферами нашего Я.
Сознание не могло бы возникнуть без наличия языка, который и служит «зеркалом», позволяющим человеку рефлектировать, «видеть» и «слышать» свои и чужие мысли.
Язык является знаковой системой, а любая знаковая система служит средством приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Однако язык, в отличие от других знаковых систем, имеет еще и конструктивную (оперативную) функцию: он позволяет не только отображать существующие объекты, но и получать (конструировать) новые. Владея языком, можно написать небывалые стихи или получить новую математическую формулу, которая позволит обнаружить ранее неизвестный денотат. Таким образом, «языки» животных на самом-то деле не языки, поскольку не позволяют решать такого рода творческие задачи. Система знаков дорожного движения – также не язык, поскольку допускает только суммирование информации, а не создание новой. А вот математика – это целое множество языков, которые созданы искусственно. Искусственные языки создаются из практических потребностей с целью борьбы с полисемией («многосмысленностью» в употреблении знаков) или для упрощения общения (язык эсперанто и др.). Полисемия – не всегда враг культуры, неопределенность общения нужна людям ничуть не менее определенности и однозначности.
Язык имеет еще и ту особенность для человека, что он неизбежно накладывает отпечаток на весь процесс восприятия мира («лингвистическая относительность»). Речь идет не только о различии в понятиях, которые скрываются за словами разных языков, как будто имеющих одинаковый денотат, но и о структурах миропонимания, предполагаемых грамматикой различных языков. Вопрос о том, структурируем ли мы мир только так, как это позволяет используемый нами язык, или структуры языка отображают действительные структуры мира, остается открытым – как и другие фундаментальные философские вопросы о первичности.