Скептицизм основан на предположении, что сомнительно, чтобы вопрос о обосновании знания имел какой-либо (положительный или отрицательный) ответ. Античные скептики (Пиррон (IV-III в. до н.э.) и др.) заметили, что если знание требует обоснования, то ведь и это основание требует своего обоснования – и так до бесконечности. Диоген Лаэртский (III в. н.э.) рекомендовал ограничиться ссылкой лишь на собственное мнение и никогда не высказываться онтологически – о том, как обстоят дела «на самом деле», т.е. никогда не претендовать на знание. Знаменитый скептик Нового времени Д. Юм (XVIII в.) заметил, что всё естествознание строится на идее причинности, которая, в свою очередь, предполагает предсказание событий – для этого и открываются законы природы. Однако если воздействие одной вещи на другую может быть обосновано нашими наблюдениями, то предсказание будущего наблюдениями пока не обосновано. Оно есть результат привычки, основанной на вере в неизменность законов природы: если и раньше за таким действием следовало такое-то событие, то и в будущем должно быть также. Но ведь нет закона природы, который утверждал бы неизменность законов природы, это лишь наше предположение, т.е. мнение, вера, а не знание. Поскольку вера – предмет психологии, все науки, по Юму, оказываются разновидностью психологии.
Следующей ступенью в изучении границ и возможностей нашего познания становится учение И. Канта.
В «Пролегоменах ко всякой будущей метафизике, которая может возникнуть как наука» И. Кант ставит закономерный вопрос о том, что, прежде чем разрабатывать научные теории надо быть уверены в том, что наш разум способен правильно интерпретировать результаты опыта, и, что особо важно, способен к «априорному синтезу», то есть принятию теоретических решений, не связанных непосредственно с наблюдениями.
Наша уверенность в истинности наших знаний покоится на том, что мы не задумывались о простой арифметической операции: наших органов чувств всего 5, а способностей рассудка всего 2 (ориентация в пространстве и времени), отсюда мы получаем число 7, которое считаем достаточным для получения истинных достоверных знаний. Но, если представить себе, что у нас 8 или 9 способностей, то наше знание было бы более точным. Но эти способности у нас возникнуть не могут, поэтому наше знание всегда будет ограничено, и то, что мы называем «научным изучением мира», на самом деле только изучение «нашего видения мира».
Таким образом, любое наше знание является знанием «проявлений», или же «феноменов», а вот «сущности вещей», «вещи-в-себе» останутся для нас всегда загадкой.
Одной из основных задач философии, за которую не может взяться никакая другая наука, является определение того, какие вопросы не могут быть решены теоретически (ни при каких условиях). К таким вопросам Кант относит вопросы-антиномии, то есть такие вопросы, которые всегда будут давать противоречащие ответы. и пытаясь их решить, мы получим только «перегрузку системы», т.е. выведем наш разум из строя. К антиномиям относятся вопросы о бытии Бога, о бессмертии души, о мире в целом и о свободе воли. Эти вопросы должны относиться к сфере практического применения разума, а именно философии ценностного выбора (аксиологии). Теоретически решить их не возможно, можно только усилием воли сказать себе «я выбираю такой вариант решения». В принятии решений Кант советует руководствоваться правилом «категорического императива»: «Поступай так, как если бы твой поступок стал законом для всех остальных».
Частично учение о непреодолимости границ человеческого разума и неполноты нашего познания было снято в учении о диалектике Г. Гегеля. Согласно Гегелю, несмотря на ограниченность наших познавательных способностей, сущность вещей не является абсолютно скрытой, а проявляется через различные феномены жизнедеятельности объекта. Все проявления является частью реализации сущности, поэтому «сущность проявляется, а явление существенно». Для того, чтобы наш разум мог отслеживать схемы проявления сущности и составить истинное представление о ней, Гегель предлагает метод диалектики. Диалектика – это учение о развитии и взаимосвязи всех явлений в мире. Согласно принципу диалектики, для того, чтобы лучше понять сущность объекта, необходимо изучать его в развитии и отслеживать все возможные проявления в различных аспектах и взаимосвязях.
Применение этого метода основано на трех принципах - законах диалектики:
1) Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону. лучше всего сущность раскрывается в момент обострения борьбы противоположных начал. которые содержатся в каждом объекте. Противоположности являются катализатором развития, поэтому чтобы прогнозировать развитие объекта нам необходимо узнать, в какую сторону будут разрешаться конфликты противоположностей.
2) Закон перехода количества в качество. Согласно этому закону, последовательное нарастание количественных изменений сообщает объекту новое качество. Этот закон предостерегает нас от поспешных выводов, так как единичный случай еще не дает нам представления о механизмах развития объекта. Только прослеживая количественные изменения, мы можем точно сказать о качественных.
3) Закон отрицания отрицания. Согласно этому закону. наши знания об объектах проходят три стадии: тезис (утверждение), антитезис(отрицание) и синтезис (второе отрицание, которое не возвращается к исходнику, а обеспечивает более объективное понимание изучаемого предмета).