Как правило, знание развивается тремя путями: 1) индуктивным: от постепенного накопления данных в некоторой области, их обобщение, поиск устойчивых соотношений (закономерностей) к построению концепции и превращению ее в способ деятельности (метод); 2) гипотетико-дедуктивным: от выдвижения концепции, предположительно объясняющей данный круг явлений, к эмпирической проверке следствий из данной концепции; 3) синтетическим: в данную область знания, пока не имеющей своей теории для объяснения некоторого круга явлений, привносится теория из другой области знания, релевантной, т.е. совпадающей по смыслу решения задачи (в этом особенность возникновения физической химии, химической физики или понимающей гносеологии, опирающейся на общую теорию систем). Однако в любом случае в составе наличного знания различают ряд его форм. Вот некоторые из них.
Факт – это суждение, которое описывает эмпирические наблюдения. Вне познавательной деятельности фактов не существует. Суждения о свойствах или отношениях вещей, о вещах, которым приписывается свойство или в которых устанавливается отношение, всегда зависят от языка, в котором производится описание, а также от предполагаемой концепции, которая выполняется на данных фактах. Поэтому говорят о «теоретической нагруженности фактов».
Проблема – понимание объекта исследования с низкой степенью целостности, когда осознаются пробелы и/или противоречия (парадоксы) в знании по данному вопросу. Виды проблем зависят от того, к чему они относятся – к концепту, структуре или к элементам системы знаний об объекте. Кроме того, проблема может возникнуть и тогда, когда достаточно целостная концепция не вписывается в более широкую систему знания или в данный тип мировоззрения: так систему Коперника не удавалось когерентно соотнести с господствовавшей тогда системой мировоззрения. Существуют и неразрешимые проблемы. В таком случае их решением выступает доказательство их неразрешимости.
Если факты удается связать в более или менее целостную концепцию, то она рассматривается как гипотеза – предположительное объяснение фактов. Гипотеза должна давать возможность пополнения (или сокращения) списка этих фактов. Всякая гипотеза живет в условиях конкуренции с другими гипотезами, каждая из которых стремится стать теорией. Пути превращения гипотезы в теорию – это попытки подтверждения или опровержения опытом, стремление сделать концепцию максимально целостной.
Теория – это гипотеза, претендующая на истинность и лишенная на данном этапе исследования конкурентов. Она всегда представляет предмет изучения в виде системы знания, выполняет функции описания, понимания, объяснения и предсказания (либо ретросказания – в случаях "предсказания прошлого"). В составе теории различают:
– основания (неопределяемые базовые понятия и принципы, включая философские категории и метафизические предпосылки);
– определяемые понятия – термины;
– правила получения вывода и доказательства новых утверждений (в частности, правила логики);
– хотя бы один закон;
– идеализированная модель изучаемой области.
Всякая теория нуждается в интерпретации – в указании минимум одной области объектов, на которых она выполняется. При этом надо иметь в виду, что никакая теория не может претендовать на абсолютную истинность: такие претензии возникают только в случае превращения теории в инструмент идеологии.
Когда теория предлагает метод решения познавательных или практических задач, то этот метод становится образцом для подражания: некоторые новые задачи решаются по аналогии с решением прежних. В этом случае говорят о парадигме. В спокойный («нормальный») период развития науки задачи решаются, в основном, в соответствии с принятой парадигмой. В революционный же период развития науки происходит смена парадигмы, а это сопровождается пересмотром основ теории, в том числе и философских. Новая парадигма – в соответствии с принципом соответствия – должна решать все задачи прежнего типа, но также и некоторые новые.
10. 2 Конечной точкой любой научной теории является притязание на истинность.
Понятие ИСТИНЫ многозначно и столь же многообразны теоретические концепции истины.
В истории философии были предложены следующие определения истины:
1) Истина – это то, что доказано в споре(Сократ).
2) Истина – это то, что соответствует своему эталону(Платон).
3) Истина – это то, что соответствует действительности(Аристотель).
4) Истина – это соответствие наших слов нашим мыслям.
5) В науке в настоящее время было принято определение Аристотеля, а через «соответствие наших слов нашим мыслям» определяется понятие правды.
В науке приняты следующие критерии научной истинности: верификация – принцип обязательной эмпирической проверки с указанием условий. Данный принцип является чрезмерно узким и может быть применен не ко всем объектам науки, поэтому дополняется принципом фальсификации.
Принцип фаллибилизма (от англ. fallibility) сформулирован К. Поппером, он требует признания погрешимости, несовершенства любого знания. Претензии какой-либо концепции на непогрешимость свидетельствуют о ее принадлежности не к науке, а к идеологии. Всякое знание, претендующее на истинность, может быть не более чем относительной истиной, или, иначе говоря, пониманием. Если пользоваться концепцией истины по Аристотелю всякое знание может соответствовать своему объекту лишь в определенных отношениях, при определенных условиях, выражается в понятиях, которые имеют определенный смысл лишь в предполагаемой системе знаний. Абсолютная истина – лишь идеал, к которому мы стремимся. Относительность истины не отрицает ее объективности, поскольку отношение соответствия знания объекту существует независимо от нас: мы можем думать, что наше знание истинно, а оно на самом деле ложно, и наоборот.
Компьютерная этика
На основе этических стандартов, используемых в кодексах, "Международная федерация по информационным технологиям" (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учетом местных культурных и этических традиций. Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим:
1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям;
2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;
3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования;
4) не использовать компьютер для воровства;
5) не использовать компьютер для распространения ложной информации;
6) не использовать ворованное программное обеспечение;
7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность;
8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;
9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете;
10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.
Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики
1) privacy (тайна частной жизни) - право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей;
2) accuracy (точность) - соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям;
3) property (частная собственность) - неприкосновенность частной собственности - основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права;
4) accessibility (доступность) - право граждан на информацию, ее доступность в любое время и в любом месте.